Тип урока: Урок общеметодологической направленности

 

Цели урока: 

Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. 
Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать.

 

Средства ИКТ и материалы:

ПК, проектор, презентация со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю.

Список дополнительной литературы

Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 6 класс” / Е.М. Сергеева. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011. — 141с.
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 4. — М.: РОСТ, Скрин, 1998. — 128 с.

Педагогические методы и приемы

Притча, “Я беру тебя с собой”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.

 

ХОД УРОКА

 

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 

 

1. Загадка, письмо, притча и вопросы к ней.

 

1 слайд

 

- Прежде, чем мы начнем с вами урок, я загадаю вам загадку. Это не обычная загадка, а веселая загадка-видео. Посмотрите отрывок из мультфильма и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. 

 

2 слайд

Показ отрывка из м/фильма «Простоквашино» - «Кто там?»

 

- Ребята, как вы думаете, о каком слове мы сегодня будем говорить?

3 слайд

 

- Сейчас мы проверим, правы ли вы. Почтальон Печкин принес нам письмо.

Вскрывается письмо. Читается учеником притча Януша Корчака о местоимении КТО, вопросы к учащимся (внесла небольшие изменения)

 

Постучали в дверь. Ты спрашиваешь: «Кто?»

А не будь этого маленького слова КТО, ты должен был бы спросить: 

«Это Иван стучит? или дядя Пётр? или тетя? или почтальон? или продавец? или нищий?»

А за дверью всё отвечали бы: «Нет. Нет. Нет...»

И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. 

Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «КТО» сидят имена всех людей на свете.

- Мы с вами услышали притчу о маленьком, но очень умном слове КТО. 

- Как вы думаете, какой частью речиявляется это маленькое слово КТО?

- КТО— это местоимение.

- Мы с вами уже знакомы с местоимениями и их разрядами. Давайте вспомним их еще раз. 

4 слайд

 

- Какие разряды местоимений мы уже изучили? (личные, возвратное)

- Приведите примеры.

- Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме КТО, относятся к местоимениям.

5 слайд

 

2. Проверка домашнего задания (упр. 449).

 

- На прошлом уроке мы говорили о местоимении СЕБЯ.

- К какому разряду относится местоимение СЕБЯ? 

- Что вы знаете об этом местоимении?

(не имеет И.п., не имеет рода и числа; в предложении является дополнением).

- Откройте, пожалуйста, тетради. Проверим домашнее задание.

- Мы еще раз обратимся к разрядам местоимений. 

6 слайд

 

- К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение КТО?

- Да, это вопросительноеместоимение. 

- Как вы думаете, о каких местоимениях мы с вами сегодня будем говорить?

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

 

3. Запись в тетради числа, темы урока. Определение цели урока.

 

7-8 слайд

 

4. Отгадывание загадок, ответы на вопросы, обучающиеся делают вывод об употреблении вопросительных местоимений.

 

9-16 слайд

 

Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний

  1. Ктоходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
  2. Чтовозвратить нельзя? (время)
  3. С каким“божьим” цветком часто сравнивают старичков? (“божий одуванчик”)
  4. Чтобывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
  5. В какоморехе есть молоко? (кокос)
  6. “Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода”. Чьяэто песня? (черепахи)
  7. Когописатель Н.Носов услал на Луну? (Незнайку)
  8. Чемявляется Кама по отношению к Волге? (приток)

17 слайд

- Сделайте, пожалуйста, вывод, где употребляются вопросительные местоимения.

 

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 

 

- Откроем наши учебники (стр.72, параграф 79)

 

1. Читаем вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляем вопросительные местоимения; анализируем, какие части речи они заменяют 

 

Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!)

 

2. Склоняем местоимения кто? что? какой? который?

 

    Упр.450 (просклоняйте местоимения кто? что? Правильно произнесите их в Р.п.)

- Просклоняйте местоимение какой?

- Просклоняйте местоимение который?

 

18 слайд(с таблицей склонения чей?)

 

- Рассмотрите таблицу склонения местоимения ЧЕЙ(чьё, чья, чьи). Обратите внимание на правописание разделительного Ь 

(орфограмма №6 «Разделительные Ь и Ъ»)

 

упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся. 

18 слайд(с таблицей склонения сколько?)

 

- Рассмотрите таблицу склонения местоимения СКОЛЬКО. На какой части слова во всех падежных формах стоит ударение?

упр. 452 (устно). 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

3. Угадывание загаданных учителем признаков местоимений в игре “Я беру тебя с собой”

(личные мест., вопросительные местоимения) 

 

У: Для того, чтобы написать ответ Печкину, мне нужно собрать местоимения. Мне нужна помощь тех, кто хорошо разбирается в местоимениях. Я загадала несколько признаков местоимений. Попробуйте их угадать. Для этого предлагайте мне различные местоимения, а я скажу, могу ли я их взять. 

 

- Я беру местоимение ОНО. А что у вас?

Ученик: Возьмите местоимение КТО.

- Я не беру твое меастоимение.

Ученик: Возьмите местоимение ОН.

У: Я беру это местоимение… 

 

У: Итак, признак, по которому я выбираю местоимения - личные местоимения

 

Прием «Я беру / не беру тебя с собой» — один из наиболее универсальных приемов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). При его использовании знания добываются учениками благодаря самостоятельной работе. «Я беру тебя с собой» напоминает занимательную игру и рекомендован к использованию во время повторения изученного материала. Он подходит для проведения разминки на уроке.               

 

III. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний 

 

1, Упр. 453 (выписываем только грамматическую основу предложений 1 абзаца. 2 абзац - устно) (3 мин)

с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения;

Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений

 

2. Прием“Письмо по кругу”. 

Учащиеся делятся на несколько групп (варианты), каждый ученикв группе записывает на листочек вопросительное местоимение, группы (варианты) обмениваются листочками и дописывают предложения (вопросы) 

например: ЧТО - Что ты читаешь?) 
ученики зачитывает вслух результаты.

 

3. Упр. 456 (1-3 предложения). 

Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов

 

IV. Этап рефлексии учебной деятельности 

 

1. Подведение итогов урока; выставление и комментирование оценок;

2. Вопросы учащимся для рефлексии;

Телеграмма(отвечают на вопросы для рефлексии (раздать карточки-телеграммы):

 

- Печкин ждет от нас ответ, давайте отправим ему телеграмму (в телеграмме пишется только самое важное)

 

Т е л е г р а м м а

 

Подчеркни вопросительные местоимения.

Я   КТО   ОН   КАКОЙ   ГДЕ  ЕМУ   СЕБЯ   КОТОРЫЙ   ИМ   КОГДА

Каким членом предложения является местоимение что в предложении (подчеркни)

Что было написано в письме Печкина?

Какие задания мне особенно понравились на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

 

 

3. Трехуровневое домашнее задание:

Задания 1и 2 (обязательный уровень), 3 и 4 (по выбору)

 

I уровень (обязательный) — задания 1, 2;

II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3;

III уровень (творческий) — задание 4.